+375 29 5051299
+375 29 6740164
heading_title
Винтовки и карабины народного ополчения, калибр 7,92 мм
Уже через несколько месяцев после нападения фашист ской Германии на Советский Союз стало ясно, что планы агрес сора о мировом господстве находятся в жестком противоречии с его реальным военным и экономическим потенциалом: недостаток оружия и боеприпасов постоянно становился все острее. Кроме того, появлялось все больше проблем при производстве пехотного оружия.
Учитывая сложившуюся ситуацию, была сделана попытка в еще большей степени использовать ресурсы захваченных, аннексированных и оккупированных стран Европы. Уже 7 декабря 1941 года верховное командование армии впервые издало указ об оснащении частей вермахта трофейным оружием В соответствии с этим указом 10 размещавшихся на западе пе хотных дивизионов надлежало оснастить трофейным оружием. Этот факт не стал исключением, наоборот, подобное все чаще практиковалось в ходе войны.
Трофейное и иностранное оружие поступало с конвейера и фондов вооружения многочисленных стран: Бельгии, Франции, Югославии, Австрии, Польши и Чехословакии. Позже ис пользовался также итальянский и венгерский потенциал.
С ростом потерь пехотного оружия сокращалась возможность закрыть эту брешь с помощью собственного производ ства. К этому добавилась потеря предприятий, производивших оружие и располагавшихся на ранее захваченных территориях, которые затем были освобождены Красной Армией, а такстрельность составляет около 650 выстр./мин, о практическом тепме стрельбы сведений нет.
Путем чрезвычайных усилий немецкая индустрия вооружения достигла летом 1944 года достаточно высоких показателей роста, однако в следующих месяцах их повторить не удалось. Вместо того чтобы увеличивать фонд вооружения пехотного дивизиона, его пришлось существенно сократить например, в 1944 году количество винтовок уменьшилось почти на 11%, а автоматов даже более чем на 66%. К концу года промышленность уже была не в состоянии даже приблизительно удовлетворить потребность в оружии. Месячный дефициттолько многозарядных карабинов Маузер 98 к осенью составлял более 100 тыс. единиц, и эта цифра все увеличивалась.
В октябре 1944 года немецкое руководство попыталось мобилизовать последние резервы. За месяц до этого было образовано народное ополчение, причем призыву подлежали дети и старики. Его плановая численность должна была составить 6 млн человек, а вооружение и оснащение рассчитано в таких количествах, которых невозможно было достичь даже при наличии стабильной промышленности.
Кроме огромного количества пехотного оружия различных типов (планировалось выпустить более 181 тыс. винтовочных гранатометов, почти 255 тыс. пулеметов и свыше 40 тыс. противотанковых винтовок) и без учета потребностей вооруженных сил, только для народного ополчения надлежало изготовить в кратчайшие сроки 4 млн стандартных карабинов и еже месячно 100 тыс копий автоматов системы Стен, так называемых автоматов народного ополчения.
Для сравнения следует привести показатели действительного объема выпуска карабинов, достигнутого в 1944 году: около 2,2 млн единиц.
Еще один пример показывает бесперспективность намерений фашистского руководства, пытавшегося оттянуть окончательное поражение в уже проигранной войне: с 1 июня 1944 по 1 марта 1945 года было потеряно 3,5 млн единиц ручного огнестрельного оружия.
Чтобы вооружить хотя бы часть батальонов народного ополчения, кроме производства копий автоматов британской системы Стен, была начата широкомасштабная акция по разработке и производству так называемых дешевых винтовок. Это было оружие, изготовленное способом штамповки листового металла и зачастую имевшее примитивный механизм. К нему относилось многозарядное и самозарядное оружие, а также автоматические карабины.
Разработка была поручена нескольким, отчасти известным производителям пехотного оружия. Некоторые из них представили для сравнительных стрельб на стрельбище военного полигона в Куммерсдорфе 4 ноября 1944 года даже приспособленное для стрельбы 7,92-мм патронами Маузер однозарядное оружие.
Как следует из документа министерства вооружения от 27 ноября 1944 года, это были фирмы Appel из Берлин-Шпан- дау, Bergmann KG из Вельтена. Gustloff-Werke из Зуля и Cark Walther из Целла-Мелис. Однозарядное оружие было отклонено так же, как и сконструированное для стрельбы теми же патронами оружие фирм Deutsche Industrie-Werke AG из Берлина и Hessische Industriewerke Wetzlar. Первое — самозарядная винтовка — было оснащено насаживаемым магазином на 10 патронов. Второе — многозарядная винтовка — имело интегрированный магазин на 5 патронов. Кроме того, были испытаны три модели автоматического оружия, две из которых представила фирма Deutsche Industrie-Werke AG из Берлина, а одну — фирма Gustloff-Werke.
В конце концов выбор был сделан в пользу оружия из Берлина, в котором использовался магазин от самозарядной винтовки G 43, или К 43. Уже в декабре должны были быть изготовлены 100 тыс. единиц, а в течение следующих месяцев почти 0,5 млн. Вероятно, решение было отозвано, так как 5 декабря 1944 года одобрение военных получила конструкция Вальтер, предназначенная для стрельбы укороченными патронами типа РР 43. Из соображений объемов производства это оружие хотели производить не в Целла-Мелис, где оно было разработано, а в Оберндорфе, на предприятии Mauser AG, а также в Брно, в еще оккупированной Чехословакии.
Кроме того, существовали и другие проекты, например самозарядные карабины фирмы Gustloff-Werke, известные как винтовки народного ополчения 1-5, самозарядный карабин народного ополчения фирмы Erfurter Maschinenfabrik B.Geipel Штайр (названный по имени его производителя, австрийской фирмы Steyr-Daimler-Puch AG).
Самозарядное оружие было приспособлено для стрельбы укороченными патронами, в качестве боеприпасов к многозарядному оружию использовались стандартные патроны Маузер.
Несмотря на официальный отказ, некоторые модели перечисленного оружия выпускались нередко на дому и в мастерских. Чтобы организовывать и координировать производство, были назначены ведущие фирмы, к которым относились такие предприятия, как Mauser Werke AG и Cark Walther.
Эти винтовки и карабины не являлись серийным оружием. Не существует ни официально одобренных образцов, ни инструкций по их приемке. Подобное оружие редко имеет отметки об утверждении и приемочные штампы. Оно собиралось в последние месяцы и недели войны из имеющихся или оставшихся деталей другого оружия. В специальной литературе его нередко называют стрелковым инструментом. Такое оружие почти не имеет общих признаков. Для сборки решающим являлось наличие деталей оружия, а критерием оценки выступала надежность в применении, по крайней мере временная.
Существует оружие, которое напоминает карабин Маузер или больше похоже на штурмовую винтовку 44. Некоторые исполнения имеют ствол, который изначально предназначался для пулеметов, другие — оригинальный ствол какой-либо иной модели. То же касается прицела, магазина, приклада и других деталей.
Это оружие запечатлено на фотографиях, в некоторых публикациях встречается более или менее подробное описание той или иной конструкции. Однако поскольку речь чаще всего идет о различных, а не систематизированных моделях оружия, не представляется возможным назвать по меньшей мере единые критерии.
Например, после войны был найден карабин фирмы Hessische Industriewerke Wetzlar. Действие автоматики этого оружия с системой воздушного охлаждения основывалось на использовании энергии отдачи, оружие имело фиксированно расположенную систему затвора, но подвижный ствол. В качестве боеприпасов использовались укороченные патроны. Они подавались из жестко установленного под деревянным цевьем магазина в форме ящика, вмещающего 5 патронов.
Карабин не имел камерной штанги, взводился как сконструированный по системе дабл-экшн револьвер, когда стрелок отводит назад курок. Если при этом патрон не воспламенялся, следовало еще раз привести курок в действие. Непригодные боеприпасы удалялись при отводе ствола вперед. Карабин, сконструированный как система взведения курком, не имел предохранителя.
Кактолько стрелок приводил в действие курок, взводился ударный молоточек. При полном нажатии курка он устремлялся вперед к ударнику. Оружие не имело отдачи, поскольку запирающий механизм установлен фиксированно, а пороховые газы смещали подвижный ствол вперед во время прохождения через него пули.