НАШИ ТЕЛЕФОНЫ:
+375 44 4998122
+375 29 5051299
+375 29 6740164

heading_title

Самозарядные винтовки G 41 М (Маузер) и G 41W (Вальтер), калибр 7,92 мм

Когда 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз немецкие войска были вооружены многозарядными ка­рабинами Маузер модели 98 к. объявленными штатным воору­жением в 1935 году. Однако в то время для широкомасштаб­ных военных испытаний было предоставлено несколько ты­сяч самозарядных винтовок, сконструированных и изготов ленных фирмой Mauser Werke AG в Оберндорфе либо фирмой Carl Walther в Целла-Мелис.
Эти винтовки получили обозначе­ние G 41М (Маузер) и G 41W (Вальтер)

По документам ведомства военного вооружения с 7 нояб­ря 1941 года по конец октября того же года было выдано в об­щей сложности 5800 единиц этого самозарядного оружия из них около 3800 единиц попали на фронт.
Однако встреча­ются и иные данные. В этой связи существует противоречивая информация об объемах заказа, производства и приема. Со­гласно документам, до середины января 1942 года обеим фир­мам был дан заказ на производство в общей сложности 10 тыс. единиц оружия, однако в начале декабря 1942 года войскам было передано всего 2741 единица, а до марта 1944 года ве­домство военного вооружения получило в общей сложности 121630 таких самозарядных винтовок


Другие документы свидетельствуют о поставке до сентября 1943 года 51528единиц, однако при упоминании о 22781 вин­товке не указывается, были ли это винтовки G 41 или самоза­рядное оружие доработанной и усовершенствованной версии G 43. А с ноября 1943 по февраль 1944 года говорится о пла­новой поставке 38 тыс.
самозарядных винтовок G 41.

Невозможно установить, какие из этих данных соответству­ют истине Однако верно одно: в большинстве случаев не ясно, какие цифры относятся к оружию Маузер, а какие — к Вальтер

Зная, что в Советском Союзе в то время уже имелись про­шедшие военные испытания самозарядные винтовки и даже автоматические винтовки (автоматическая винтовка Симоно ва ABC 1936 и самозарядные винтовки Токарева СВТ 1938 и СВТ 1940), немецкое военное командование инициировало соответствующий проект разработки за год до нападения.
По скольку следовало действовать наверняка, было выдано сра­зу 2 заказа: один в Оберндорф, а другой в Целла-Мелис. Там в лице разработчиков и основных производителей штатного карабина и штатного пистолета Вальтер Р 38 находились не только 2 профилирующих представителя отрасли производст­ва пехотного оружия, но также и специалисты с многолетним опытом работы в области многозарядного оружия.

Было удивительно, что высокопоставленные военные ре­шились начать проект разработки автоматического оружия Долгое время ответственные лица отклоняли подобные проек­ты и во время открыто проводившегося в двадцатые годы в военных изданиях спора за и против самозарядного оружия приняли решение в пользу многозарядного карабина Маузер. Частичное изменение мнения явилось результатом стремления как можно скорее наверстать техническое превосходство, ко­торого уже достигли другие страны: кроме Советского Союза еще и США где в 1936 году на вооружение была поставлена самозарядная винтовка Ml Гаранд.

Однако единого мнения о преимуществах автоматической винтовки не было даже спустя еще два, три и четыре года. Об этом свидетельствовали публикации, непреклонно высту­павшие против подобного оружия из Советского Союза и США. При этом речь шла не столько о критике иностранных конст­рукций, сколько о возражениях принципиального характера.

Не нужно забывать, что немаловажную роль в этой связи сыграли несомненно имевшие место недостатки советских и американских винтовок, однако важно отрицательное от­ношение само по себе. Оно обосновывалось такими аргумен­тами , как недостаточная огневая дисциплина стрелков во вре­мя боя или расточительное использование боеприпасов.

В конце прошлого века проблемой автоматической винтов­ки уже занимался Пауль Маузер. По 20 августа 1896 года он после представления своего самозарядного пистолета Маузер С 96 лично от немецкого кайзера получил задание разработать самозарядную пехотную винтовку. Было ли это так на самом де­ле, точно не известно, но в любом случае появление немецкой самозарядной винтовки датируется именно зтим временем, а Пауль Маузер был инициатором


До 1908 года он представил несколько конструкций. И каж­дый раз принцип их действия основывался на использовании энергии отдачи, оружие имело подвижный ствол и слишком большую массу. В1909 году он все же решил создать конструк­цию с фиксированным стволом, которая в доработанном ис­полнении во время первой мировой войны была известна как самозарядный карабин Маузер для оснащения транспортных средств.
Однако использовалось оружие так же ограничено, как и самозарядное оружие Мондрагон 1908, которое немец кие военные называли самозарядным карабином 15 для лет­чиков Эта конструкция мексиканского офицера артиллерии выпускалась в Швейцарии.

Все прошедшие с 1914 по 1918 год испытания в боевых ус­ловиях самозарядные винтовки (а почти все воюющие страны испытывали по несколько конструкций) не соответствовали требованиям.
Это было оружие, действие которого основыва­лось частично на использовании энергии отдачи, частично на использовании давления пороховых газов. Первое имело слишком большую массу и ненадежный механизм выброса гильз, а второе слишком быстро загрязняющуюся систему га­зового сопла и ненадежно работающую механику.

Причиной того, что после 1918-1919 годов разработки в Германии не получили продолжения, был не Версальский договор, а лишь утрата интереса генералитета.
Хотя условия до­говора от 28 июня 1919 года и запрещали разработку и про­изводство военного оружия, однако при создании, усовершен­ствовании и производстве других систем оружия это не смуща­ло ни промышленность, ни рейхсвер. Как и прежде, ставка де­лалась на многозарядное оружие из Оберндорфа, очень боль­шое внимание уделялось пулеметам, однако по-прежнему не признавался оружейно-технический и тактический прогресс как в области автоматов, так и в области автоматических вин товок.

Отдельные эксперименты все же проводились, так как фир­мы допускали возможность экспорта в будущем. При этом вни мание концентрировалось прежде всего на оружии, действие которого основывалось на использовании давления пороховых газов, проблему функционирования которых удалось решить путем просверливания отверстия в стволе.
Такой принцип кон­струкции в Германии подвергся осуждению еще в конце XIX ве­ка и в двадцатых, тридцатых и даже сороковых годах XX века наталкивался на упорное сопротивление.

Получение необходимого для запирания затвора давле ния пороховых газов с помощью сопловой системы Пауль Ма­узер в свое время отклонил, обосновав это тем, что такое ору­жие спустя уже непродолжительное время не будет функцио­нировать так же исправно и не сможет отвечать требованиям безопасности.
Ответственные оружейные техники рейхсвера придерживались мнения, что производимое при сгорании по­роховых газов давление слишком мало для одновременного приведения в действие пули и затвора. Они считали, что при на­личии в стволе сопла или отверстия пуля не будет получать должного ускорения.

Действительно, несколько позже были отклонены 2 подоб­ных типа оружия (представленных конструкторами Карлом Хайнеманом и 1енрихом Фольмером), которые в 1929-1930 го­дах были допущены к испытаниям на стрельбище военного полигона Куммерсдорф.
Об этом оружии известны лишь неко торые подробности, а об испытаниях и вовсе нет информа­ции. Спустя полтора десятилетия прошедшее испытания само­зарядное оружие фирм Mauser и Walther, именуемое в специ­альной литературе опытными винтовками G 35 или А115, так­же не получило одобрения.

Тем не менее оружие из Обрндорфа в небольшом количе­стве (около 100 единиц) было допущено к военным испытани­ям.
Масса и размеры, надежность действия и точность стрель­бы, а также установленная долговечность и применяемый ма­териал не отвечали условиям, которые требовались для стрель­бы 7,92 мм патронами Маузер

Также отклоненное самозарядное оружие из Целла-Ме­лис — опытная винтовка А115 — представляло собой очень интересную конструкцию. Действие оружия основано на ис­пользовании давления пороховых газов.
Будучи оснащенным просверленным в двух местах стволом, газовым цилиндром в форме трубы, изготовленным из листовой стали, с затво­ром, запирающимся с помощью вращающегося язычка и зам­ком курка, — для своего времени оно было достаточно про­грессивным.

Ствол располагался в газовом цилиндре. Примерно в цен­тре ствола находились отверстия, а сразу за ними располага­лось охватывающее ствол стабильное, но подвижное кольцо прокладки.
Кактолько стрелок приводил в действие курок, го­ловка замка курка ударялась о выступающий назад из остова затвора ударник.

Газы, возникающие при воспламенении патрона, могли попасть в газовый цилиндр в тот момент, когда пуля минова­ла просверленный участок ствола. При этом газы надавлива­ли на кольцо прокладки и прижимали его назад к несущей конструкции затвора. Она. в свою очередь, скользила в на­правлении, противоположном направлению давления запира ющей пружины.
При этом цилиндрический остов затвора вы­ходил из фиксатора.

При дальнейшем движении затвора назад до достижения им заднего положения, чго вызвалось остатком давления по­роховых газов в стволе и энергией движения деталей затвора, из оружия удалялась гильза и сжималась запирающая пружи­на. После этого затвор снова скользил вперед, забирал из магазина следующий патрон, задвигал его в ствол и запирал.
Прокладка также смещалась вперед до отверстия в стволе, по­сле этого оружие находилось в состоянии огневой готовности.

Именно к этой конструкции, отклоненной в 1935 году, об­ратилось предприятие из Целла-Мелис, когда 5 лет спустя оно включилось в конкурентную борьбу с фирмой C.G.Haenel из Зу­ля по разработке автоматического карабина. Этот проект за кончился постановкой на вооружение штурмовой винтовки 44 из Зуля.
За исключением уменьшенных размеров, измененной формы и другого материала а также приспособленного для ве дения автоматической стрельбы замка курка, представлен­ная в 1940 году фирмой Walther опытная модель полностью со­ответствовала конструкции винтовки А115. Позже оно было названо автоматическим карабином 42 (W).

Во время подготовки войны против Советского Союза не мецкое ведомство военного вооружения после испытания множества опытных образцов оружия в 1940 году наконец вы­дало уже упоминавшиеся конкретные заказы на разработку самозарядных винтовок как фирме Mauser, так и фирме Walther.
Однако в отношении принципа действия были по­ставлены поразительные условия: запрещены отверстия в стволе, требовалась закрытая автоматика заряжания при неподвижной крышке затвора, и кроме того, оснастка само зарядного оружия таким многозарядным устройством, чтобы при необходимости можно было повторять процедуру вручную. Само собой разумеется, что подобная конструкция не оправ дывала себя.

После военных испытаний самозарядное оружие Маузер было отклонено.
Тем не менее оно производилось. Как ин формирует хроника фирмы, количество выпущенного оружия составило 14334 единицы, из них 10571 винтовка в 1942/43 хозяйственном году. В специальной литературе также встреча­ются данные, что в общей сложности было изготовлено около 20 тыс. единиц этого оружия.

Действие автоматики самозарядной винтовки G 41 М ос­новано на использовании давления пороховых газов, оружие оснащено сужающимся от основания до дула стволом и ци­линдрическим затвором, который состоит из несущей конструк­ции и головки затвора с двумя запирающими язычками.

Связанная с несущей конструкцией затвора посредством навесной резьбы, головка затвора при запирании и отпирании поворачивается на 90°, в то время как несущая конструкция затвора скользит в направлении оси ствола назад или вперед

На дуле расположена резьба для газового сопла, а сразу за ней — кольцеобразное отверстие. Кактолько пуля миновала газовое сопло, газы блокируются.
Они давят на продетое в ствол стальное кольцо, которое герметизирует удлиненное дульное сопло в форме трубки. 1азы сдвигают прокладку на не­сколько сантиметров в направлении затвора. При этом она от­водит назад установленную под стволом и продленную до кор­пуса затвора буферную штангу настолько, что также смещает назад направляющую конструкцию затвора

Этот процесс осуществляется в направлении, противопо­ложном давлению запирающей пружины, при этом головка затвора поворачивается на 90°, а пазы корпуса затвора вы­свобождают запирающие язычки.
В этом положении затвор от­крыт. Гильза патрона, захват которой уже ослаблен, вытягива­ется назад и после завершения обратного хода головки затво­ра удаляется из оружия.

После этого затвор снова скользит вперед, забирает из магазина патрон и подает его в патронник. Головка затвора по­ворачивается на 90°. Ее язычки попадают в пазы корпуса за­твора. Механизм заперт и в этом положении оружие снова го тово к стрельбе.

Винтовка оснащена не рукояткой взведения современно­го типа, а прямой камерной штангой . Она приводится в дейст вие так же, как и в стандартном карабине. При автоматичес­кой подаче патронов устройство повтора заряжания не ис пользуется, а при отказе автоматики стрелок может вручную дозарядить оружие. Магазин жестко вмонтирован в ложу, выступает вниз и заполняется с помощью обоймы причем необ­ходимы две обоймы, поскольку магазин вмещает 10 патронов Маузер калибра 7,92 мм.

Кнопка разблокирования затвора находится справа, а пре дохранитель сверху на крышке затвора. Если рычажок предо­хранителя направлен влево, оружие снято с предохранителя, если вправо, — оружие поставлено на предохранитель. В этом положении ударник не может перемещаться вперед.
К при­цельному устройству относится дугообразный прицел, уста навливаемый на расстояние от 100 до 1200 м, а также U-об- разная балочная мушка с козырьком. На ствол может быть насажен штык Ствол имеет 4 правосторонних нареза Длина шага скрутки составляет 240 мм.

Оружие этого типа обладает характерными особенностями, однако, несмотря на зто, весьма похоже на стандартный кара бин.
К наиболее характерным деталям относятся: производя щее впечатление прочности газовое сопло на дуле, очень длин ный затвор, имеющая форму ящика нижняя часть корпуса с от­кидывающейся крышкой и выступающий из ложи магазин. Среди деталей, полностью совпадающих с деталями огнест­рельного оружия типа 98. можно назвать переднюю часть кор­пуса, камерную штангу, деревянное цевье, ствольную наклад­ку и фурнитуру.

Основными деталями конструкции самозарядного оружия Маузер являются ствол с прицелом и газозарядное устройст­во, гильза с крышкой и спусковая система, а также коробка с многозарядным устройством, замок с камерной штангой, кроме того, ложа, ствольная накладка и фурнитура.
Сзади на прикладе расположена крышка. Газозарядное устройство со­стоит из газового сопла, газового цилиндра, поршня, буфера, направляющего механизма с двумя толкателями и спиралевид­ной запирающей пружины.

Хотя самозарядная винтовка прошла испытания уже в 1941 году, официальная постановка на вооружение откладывалась.
Это произошло только 2 декабря 1942 года и касалось лишь винтовки тюрингской фирмы. Уже год спустя она была замене­на или дополнена усовершенствованной версией модели G 43. Несмотря на это, было выпущено по меньшей мере 70 тыс. единиц. Кроме фирмы Walther, производителями оружия высту­пали машиностроительные фабрики, расположенные в Берли­не и Любеке.

Если инженеры из Оберндорфа руководствовались техни­ческими требованиями ведомства военного вооружения, то специалисты из Тюрингии вышли за их рамки, вопреки опа­сениям, что последствия будут такими же, как в случае с опыт­ной винтовкой А 115, которую отклонили пятью годами рань­ше.
Масса, размеры и внешний вид, а также деревянная ложа и фурнитура новой разработки полностью соответствуют само­зарядному оружию Маузер, однако решающие детали кон­струкции существенно отличаются. Запрет на просверливание ствола так и не был нарушен, однако другие указания не со­блюдены.


  • Strike.by первый airsoft магазин в Беларуси © 2024
  • ИП Крутенёв Сергей Владимирович
    УНП:191510188 Свидетельство о государственной регистрации №191510188

  • Разработка сайта "Webunit"