+375 29 5051299
+375 29 6740164
heading_title
Ручные пулеметы моделей 15 и 17 (модифицированные авиационные MG 15 и MG 17), калибр 7.92 мм
Собственно говоря, пулеметы моделей 15 и 17 предназначались не для ведения наземного боя, а для установки на самолетах. Первый из названных авиационных пулеметов был разработан в филиале Borsig фирмы Rheinische Metallwaren und Maschinenfabrik (Rheinmetall) в 1932 году, а второй — в 1936 году. С 1936 года первую модель устанавливали в качестве подвижного, а вторую — в качестве неподвижного бортового оружия.
Когда Германия 1 сентября 1939 года развязала вторую мировую войну, напав на Польшу, такие пулеметы являлись штатным оснащением немецких самолетов. Хотя с 1940 года их вытеснило более мощное бортовое оружие с более высокой скорострельностью и большим калибром, зти пулеметы не вышли из употребления до конца войны. Однако их только в редких случаях использовали люфтваффе, зато они широко при менялись для ведения наземного боя. Специально для этого их модифицировали в ручные пулеметы.
Конструкторы нескольких стран проводили эксперименты с бортовым оружием для самолетов еще до первой мировой войны. Эти опыты датируются 1912 годом, и проходили они во Франции, США и Великобритании. Поначалу пулеметы для стрельбы вперед и назад устанавливались на фюзеляж и шасси;
через некоторое время оружие, ведущее огонь по направлению продольной оси за пределами круга пропеллера размещалось на фюзеляже и крыльях; позже оружие стали комбинировать с синхронизатором, работающим от двигателя, и оснащать механическим или злектропневматическим спусковым устройством, чтобы вести огонь через круг пропеллера.
С тех пор различают жестко встроенные авиационные пулеметы и подвижно установленные на лафет. Бортовое оружие первого назначения применялось при стрельбе вперед, а остальное — для стрельбы по целям назад, вверх, в обе стороны, а также отвесно вниз.
Как для ведения наземного боя, так и в качестве бортово го оружия самолетов, пулемет медленно завоевывал позиции. К началу первой мировой войны экипажи самолетов все еще использовали для стрельбы пистолеты, самозарядные винтовки и дробовые ружья. Однако вскоре появились сконструированные специально для установки в самолетах или адаптированные для этой цели пулеметы различного калибра до 13 мм, а также автоматические и бортовые пушки калибром 20 мм.
Если авиация кайзеровской Германии сначала отклонила специальное вооружение для самолетов, то уже вскоре после начала войны она, напротив, очень заинтересовалась оружи ем, которое могло вести огонь быстрыми очередями. Самолеты спешно оснащали самозарядными винтовками, а также было поручено разработать пулеметы для самолетов.
[ерманские пилоты использовали называвшуюся авиационным самозарядным карабином 15 винтовку Мондрагон 1908 (выпускавшуюся в Швейцарии конструкцию мексиканского офицера артиллерии), а также авиационный самозарядный карабин Маузер (улучшенное исполнение разработанного в 1909 году Паулем Маузером оружия, действие которого основывалось на использовании энергии отдачи, с фиксированным стволом). Вскоре после этого самолеты стали оснащать станковыми и ручными пулеметами моделей 08 и 08/15, которые сначала устанавливались в качестве подвижного оружия, а затем как неподвижное бортовое оружие с синхронизатором. Однако зто были пулеметы не оригинального исполнения, а модификации. переоборудованные для воздушной системы охлаждения и обслуживания одной рукой.
Для оснащения самолетов использовали также пулемет Парабеллум 1914 и двуствольный пулемет Гаст. Их также использовали для ведения противовоздушной обороны. В зто время появились и другие новые конструкции, одни предназначалась для оснащения самолетов, другие — для ведения противовоздушной обороны а третьи — для поражения бронированных боевых машин Однако в большинстве своем все они так и остались опытным оружием.
Хотя Версальский договор от 28 июня 1919 года запрещал немецким фирмам как разработку, так и выпуск продукции военного назначения, сразу после окончания войны было продолжено или начато большое число проектов. К ним относилось пехотное оружие различных видов, а чуть позже и авиационные пулеметы Некоторые проекты были реализованы немец кими предприятиями в Германии, а остальные под контролем и по заказу германских фирм — в иностранных филиалах, приобретенных исключительно с этой целью. Так, многие проекты остались неизвестными для победителей, в том числе и по разработке пехотных и авиационных пулеметов.
Из соображений секретности командование рейхсвера, а позже и вермахта, часто использовало кодовые названия. Так, в рамках проекта № 13 разрабатывался пулемет, который затем был поставлен на вооружение рейхсвера как ручной пулемет Дрейзе 13. Моделью 14 обозначали опытный пулемет этого типа в станковом исполнении, а моделями 15 и 17 — авиационные пулеметы образца 1932 и 1936 года. Между ни- ми находилось названное моделью 16 оружие с системой водяного охлаждения и ленточной подачей боеприпасов. Оно функционировало потому же принципу, что и ручной пулемет Штайр- Солотурн S2-200, система которого также послужила основой для разработки авиационных пулеметов.
Следует обратить внимание на то, что существовало несколько конструкций немецких пулеметов, для обозначения которых, частично в качестве порядкового номера года, частично в качестве кодового обозначения, использовались цифры 15 или 16. Так как названия моделей полностью совпадают, это оружие можно легко спутать, если нет возможности сравнить изображения, что иногда и встречается в специальной литературе.
К оружию, обозначенному цифрой 15. относится как авиа- ционныи пулемет образца 1932 года, так и ручной пулемет модели 08/15 основанный на системе Максим и использовавшийся с системой водяного охлаждения в пехоте а в версии с системой воздушного охлаждения, как уже упоминалось, для установки в самолетах во время первой мировой войны. Кроме того, к такому оружию принадлежат также 2 пулемета производства фирмы Theodor Bergmann из Зуля, предназначенные для ведения наземного боя: станковый пулемет Бергман 1915 с системой водяного охлаждения, а также ручной пулемет Бергман 1915 п/А (п/А — neue Art — новый вид) с системой воздушного охлаждения
Моделью 16 также назывались конструкции совершенно разных систем. Одной из них является уже упомянутое опытное оружие на основе пулемета Солотурн S2-200 начала тридцатых годов, другой — опытный пулемет образца 1916 года. Являющийся своего рода прототипом так называемого единого пулемета, опытный пулемет модели 16, базирующийся на системе Максим, был сконструирован во время первой мировой войны по поручению военных стремившихся уже в то время создать универсальное оружие, которое на сошке можно использовать в качестве ручного пулемета, а на станке — в качестве станкового. Это оружие во время войны не перешагнуло стадию испытаний, однако в их ходе был накоплен важный опыт, пригодившийся позже при реализации проекта разработки универсального пулемета модели 34.
Поскольку он. вопреки ожиданиям, не годился для установки в самолетах, пришлось применять в качестве подвижного бортового оружия авиационный пулемет модели 15 и дополнить его авиационным пулеметом модели 17, использовав шимся для жесткой неподвижной установки. Первая модель закреплялась на опорную систему различных видов, например на поворотно-кольцевой, откидной рукавчатый и башенный лафет; вторая модель, стрелявшая только в направлении полета и частично синхронизированная с кругом пропеллера, чаще всего устанавливалась на несущие лопасти и фюзеляж.
В 1944 году, когда военная и экономическая ситуация ведущей войну Германии стала безнадежной, ведомство военного вооружения выдало еще один заказ на разработку универсального пулемета. При мощности, сравнимой с мощностью универсального пулемета модели 42, новое оружие должно было серийно производиться при минимальных затратах материала, времени и средств. Соответствующий прототип, уже четвертое опытное оружие, был испытан в сентябре того же года и получил обозначение MG 42 V (также его называли универсальным пулеметом 45).
Действие данного оружия основывалось на использовании энергии пороховых газов. Оружие оснащалось переводимым полужестким откидным роликовым затвором. Его масса составляла около 9,0 кг, затвор весил 0,845 кг, длина ствола достигала 600 мм, теоретическая скорострельность — от 1000 до 1350 выстр./мин.
По данным специальной литературы, этот пулемет был полностью готов к серийному выпуску, для его изготовления почти не требовалась качественная сталь. Однако прежде чем оружие запустили в производство, окончательно побежденная Германия была вынуждена безоговорочно капитулировать.