+375 29 5051299
+375 29 6740164
heading_title
Пулеметный огонь недооценивается
Так, к началу первой мировой войны в 1914 году каждая из вышеназванных армий располагала всего несколькими тысячами пулеметов. Несмотря на опыт русско-японской войны 1904-1905 годов, командование армий недооценивало значение пулеметного огня при оборонительных операциях. Средства и методы ведения пехотного наступления и артиллерийского огневого прикрытия уже давно не соответствовали тактическим требованиям.
Уже во время немецко-французской войны 1870-1871 годов появились цепочки стрелков как форма боевого порядка ^наступающих пехотных частей, а колонна считалась только лишь предварительным боевым порядком. Стрелковые цепи осуществляли нападение перебежками. Чтобы достигнуть удов летворительной огневой плотности, расстояние между солдатами должно было составлять от одного до полутора метров.
В течение первых военных месяцев в 1914 году выяснилось, что при использовании такой тактики пехота представляла собой компактную цель для пулеметов обороняющихся, что в большинстве случаев позволяло отражать ее атаки уже на передних рубежах обороны. Таким образом, наступавшим войскам для успешных боевых действий следовало обязательно уничтожить пулеметы противника.
Артиллерия не могла этого сделать из за неточного определения целей, а также из-за недостаточно точного метода ведения стрельбы. Пулеметы наступавшей стороны тоже оказались недостаточно эффективными: из-за большой массы боевые порядки пехоты не брали их с собой. Поэтому во время атаки достаточное огневое прикрытие могло обеспечиваться только пробелами в боевом порядке или, в условиях подходящей местности, ведением стрельбы через голову нападавших.
В связи с малой мобильностью всех родов сухопутных войск и равным соотношением сил, использование пулеметов в оборонительных целях стало главной причиной того, что в конце 1914 года подвижная война на западноевропейских фронтах зашла в тупик. От Лотарингии до побережья пролива с обеих сторон возникли полевые позиции малой глубины, и все попытки прорвать тактическую оборону противника в итоге заканчивались неудачей. А там, где это удавалось, оборонявшаяся сторона подтягивала войска иэ тыла и оцепляла место прорыва.
Так называемые фландрские битвы осенью 1914 года являются примером того, насколько безуспешными и кровопролитными были такие попытки прорыва обороны. На восточноевропейских фронтах в 1915 году также в конечном счете перешли к позиционной войне.