+375 29 5051299
+375 29 6740164
heading_title
Пулемет для противовоздушной обороны и крупнокалиберный пулемет модели 151/20 (модифицированный авиационный MG 151/20), калибр 20 мм
Через несколько недель после открытия западными союзниками 6 июня 1944 года второго фронта военно-воздушные силы (ермании полностью утратили свое превосходство в воздухе над собственной территорией. В этой ситуации агрессор был вынужден обороняться от таких же массированных воздушных атак, какие прежде он проводил сам против подвергшихся нападению европейских стран.
Со времени битвы под Москвой в конце 1941 — начале 1942 года все сильнее ощущавшийся недостаток оружия (и это несмотря на огромный рост собственного потенциала вооружения, невзирая на запасы и объемы производства оружия в оккупированных государствах, а также на постановку на
Патроны подавались из металлической распадающейся ленты и выпускались в ходе автоматической стрельбы. Лента, которая могла по желанию вставляться слева или справа, вмещала 250 патронов. Теоретическая скорострельность составляла около 930 выстр./мин.
Когда 16 марта 1945 года стала действовать программа вооружения, в соответствии с которое предполагалось выпускать лишь несколько типов истребителей, также высвободились значительные объемы более мощных авиационных пулеметов большего калибра. К ним относилась модель 131 калибра 13 мм, переоборудованная в крупнокалиберный пулемет для вспомогательного наземного использования, а также оружие типа 151, допускавшее стрельбу боеприпасами калибра 15 или 20 мм.
Эксперименты с оружием большего калибра, чем 7.92 мм, конструкторы многих фирм в условиях строгой секретности начали проводить еще до того, как фашистская Германия вышла из состава Лиги Наций, ввела воинскую обязанность и стала все более открыто готовиться к войне. Эти опыты основывались на подтвердившемся позже на практике предположении, что другие страны, как и Германия, вскоре станут использовать при строительстве своих транспортных самолетов бом бардировщиков, истребителей и самолетов-разведчиков материал, выдерживающий действие пуль.
Поэтому были разработаны пулеметы калибра 13 и 15 мм, использовалось бортовое оружие типов FF и FFM калибра 20 мм, выпускавшееся по швейцарской лицензии, а с 1930 года на самолетах стали устанавливать орудия калибра 30 мм. разработанные в Германии. Сначала это было оружие типов МК 101 и МК 103, а позже — доработанная версия МК 108
Орудия последнего указанного типа являлись основным вооружением тех самолетов, на производстве которых предстояло сосредоточиться в соответствии с чрезвычайной программой, принятой в марте 1945 года.
Хотя попытка усилить с помощью таких мер боевую мощь авиации и не увенчалась успехом, однако имевшиеся на тот момент авиационные пулеметы стали использоваться для ведения наземных боев и противовоздушной обороны.
В декабре 1944 года запас бортового оружия типа 151 калибра 15 и 20 мм составлял 16020 единиц. В то же время имелось более 60 млн предназначенных для этого оружия боеприпасов, из них около 5565 тыс. патронов калибра 15 мм и примерно 55046 тыс патронов калибра 20 мм.
Авиационные пулеметы модели 151 были разработаны конструкторами Mauser Werke AG. с 1940 года выпускались в Оберндорфе, а позже также шестью другими фирмами. До конца войны только предприятие из Оберндорфа поставило почти 39500 единиц этого оружия, из них 1272 единицы в 1941/42 хозяйственном году, 2765 — в следующем, 4706 — в 1942/43-м, 16945 — в 1943/44-м и еще 13650 единиц до апреля 1945 года. В предыдущем году, когда немецкая индустрия вооружения достигла наибольшего объема производства, вооруженные си лы получили около 19 тыс. пулеметов этого типа.
Они предназначались в первую очередь для оснащения истребителей, бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и истребителей-бомбардировщиков в качестве подвижного и неподвижного бортового оружия. С1940-1941 годов эти пулеметы стали штатным вооружением немецких самолетов. Такие пулеметы существовали в двух версиях: первое исполнение — модель 151 калибра 15 мм второе исполнение — модель 151/20 калибра 20 мм. За исключением ствола, обе модели полностью идентичны.
Во время последних месяцев войны они также использовались для ведения наземного боя и противовоздушной обороны. В последнем случае оружие применялось как в одиночном, так и в спаренном исполнении, однако чаще всего это была комбинация из трех пулеметов калибра 20 мм на специальном лафете, который назывался противовоздушным лафетом 151 D/B.
Одиночно пулеметы устанавливались на бронированные боевые машины в спаренном исполнении на десантные катера саперных отрядов, комбинации из трех пулеметов также размещались на бронетехнике и кораблях, на зенитных установках и стационарно на местности. Как информирует специальная литература, эти системы, несмотря на ряд обусловленных конструкцией недостатков, хорошо себя зарекомендовали. Недостатки были обусловлены в большинстве не приспособленными для этого оружия лафетами. Стрелок был вынужден отказаться от наводящей установки и мог наводить прицел на летящую цель только прямолинейно.
Комбинации из трех пулеметов типа 151/20 на специальном лафете 151 D/B оснащались авиационным прицелом, массивным плечевым упором и специальным манипулятором. Некоторые системы имели расположенные перед ящиками с боеприпасами, над головой и спереди защитные щиты.
Подвижные детали лафета располагались на цоколе, имевшем форму кегли и покрытом оболочкой. Последняя с установленной сверху вилкой располагалась подвижно: сверху с помощью шарикового подшипника, а снизу с помощью опорного ролика. Установленная в вилку люлька обеспечивавшая перемещение устройства вверх, имела передний и задний подшипник для закрепления каждого пулемета. К переднему подшипнику крепилось кольцо сцепления и устройство отката.