+375 29 5051299
+375 29 6740164
heading_title
Порядок проведения занятия
После построения и объявления содержания занятия, выполнения нескольких (2—3) строевых приемов командир приступает к решению основной задачи подготовительной части. В колонне по одному или по два (интервал и дистанция устанавливаются 2—3 шага) в- обход площадки (зала) по командам и сигналам руководителя занятия обучаемые последовательно выполняют: ходьбу, ходьбу в быстром темпе, бег в медленном и среднем темпе, упражнения в беге (бег спиной вперед, бег с вращением в левую и правую сторону и др.).
При движении подразделения по периметру площадки руководитель должен все время двигаться навстречу строю, видеть обучаемых, своевременными короткими указаниями и замечаниями исправлять ошибки, следить за четким выполнением команд и распоряжений подчиненными. При этом необходимо помнить, что при проведении занятий подаются команды и предварительные распоряжения, предусмотренные Строевым уставом и Наставлением по физической подготовке. Например; «Бег с поворотом кругом на четыре счета в левую, на следующие четыре — в правую сторону. Показываю…»; «Исходное положение руки на пояс — ПРИНЯТЬ»; «Упражнение в левую сторону — начи-НАЙ».
Если исходное положение (ИП) сложное, то его необходимо назвать, показать, а потом подать команду «Исходное положение — ПРИНЯТЬ».
После подачи исполнительной команды командир должен дать подсчет, чтобы задать темп, четкость и организованность в выполнении упражнения. На окончание упражнения вместо предпоследнего и последнего счета («три», «четыре») подается команда «Упражнение — закончить».
Для поддержания постоянного внимания и выработки умения быстро действовать по установленным сигналам командир в ходе выполнения обучаемыми упражнений в движении может отдавать распоряжения с помощью установленных сигналов: один сигнал свистком — принять изготовку к бою и нанести серию ударов руками, два сигнала — выполнить кувырок через плечо. Выполнив обусловленное сигналом действие, обучаемые продолжают движение по периметру площадки. После 1,5— 2 мин, отводимых на ходьбу и бег, личный состав приступает к выполнению общеразвивающих упражнений в движении для различных групп мышц: поочередное поднимание рук вверх, разгибание в стороны согнутых перед грудью рук, круговые движения руками (согнутыми в локтях или прямыми) вперед и назад и др.
Выполнив 3—4 общеразвивающих упражнения в движении И несколько подготовив (растянув) мышцы, связки и суставы, обучаемые приступают к выполнению специальных упражнений, имитирующих удары, отбивы, блоки и другие простейшие приемы и действия рукопашного боя. Такие упражнения, как ходьба с имитацией ударов руками, поочередное выполнение верхнего блока (защиты) и удара локтем назад, ходьба выпадами с поворотом туловища в сторону выпада и имитацией удара локтем назад и др., не только направлены на развитие гибкости, быстроты и других качеств, но и непосредственно совершенствуют отдельные элементы техники приемов рукопашного боя.
На выполнение общеразвивающих и специальных упражнений отводится не более 3—5 мин. При этом отдаются те же команды и распоряжения, что и при выполнении упражнений в беге. Например: «На каждый шаг — блок (подставку) рукой сверху и удар локтем назад. Показываю…»; «^сходное положение — правая рука на блоке (подставке), левая на ударе, исходное положение—ПРИНЯТЬ»; «Упражнение — начи-НЛЙ». Командир дает подсчет, указания по характеру движений, исправляет ошибки. Например: «Туловище не наклонять, руку на блоке фиксировать, удар локтем наносить резко» и т. д. Если в процессе выполнения упражнения (нового) многие военнослужащие допускают серьезные однотипные ошибки, руководитель должен остановить строй, повернуть его налево, вновь показать упражнение, после чего обучаемые проделывают его 1—2 раза на месте. Затем, повернув подразделение направо, командир продолжает подготовительную часть.
После выполнения общеразвивающих и специальных упражнений в движении по команде «Рота, налево по четыре (по два) —МАРШ, интервал и дистанция два (три) шага» командир перестраивает подразделение в разомкнутый строй и поворачивает его налево. При таком построении удобнее управлять подразделением, обучать подчиненных, выполнять упражнения вдвоем и приемы самостраховки в конце подготовительной части. Наиболее распространены для рукопашного боя следующие специальные упражнения вдвоем: поочередное выполнение в парах ударов руками (прямые, сбоку, снизу) и защита от них (отбивы, подставки, уклоны и т. д.), простейшие приемы освобождения от захватов рук, одежды и другие приемы и действия. Приемы самостраховки должны выполнять одновременно все военнослужащие в быстром темпе, из различных стоек и через препятствия или партнера. На упражнения на месте отводится 3—4 мин.
Заканчивается подготовительная часть спокойной ходьбой и 1—2 упражнениями на расслабление с целью несколько снизить физическое напряжение и перестроить подразделение для перехода к основной части занятия.
При подготовке и проведении подготовительной части занятия командир должен помнить, что на первых занятиях (особенно с военнослужащими первого года службы) упражнения в ходьбе и беге подбираются простые, не требующие разучивания, высокой координации движений.
После того как военнослужащие окрепнут физически, изучат положения, стойки, самостраховку, удары рукой и ногой, подготовительная часть усложняется за счет включения в ее содержание специальных приемов в движении (имитация ударов рукой, ногой, выполнение кувырков вперед, приемов самостраховки) и действий по обусловленным сигналам.
Упражнения с оружием, вдвоем и специальные подготовительные приемы, как правило, в подготовительную часть первых 2—3 занятий не включаются.
В дальнейшем, если в основной части занятия будут изучаться приемы боя с оружием, подготовительную часть необходимо проводить с автоматами. При этом в ходьбе и беге с оружием по командам и сигналам командира выполняются изготовки к бою, уколы и удары по чучелам и мишеням, преодоление простейших препятствий учебного городка для рукопашного боя и другие действия (приложение 1). В зависимости от уровня обученности личного состава с оружием выполняется вся подготовительная часть или только отдельные упражнения в конце ее проведения.
В за исимости от задач обучения, численности подразделения, уровня подготовленности и срока ч
службы военнослужащих, наличия и состояния учебной базы, методического мастерства помощников руководителя основная часть занятия может проводиться:
в составе роты (батареи) или взвода (только в учебных частях);
с делением роты (батареи) на две группы со сменой мест занятий через 15 мин;
по взводам (по отделениям для учебного взвода) со сменой мест через 10 мин.
Первый вариант (в составе роты, батареи) наиболее эффективен для малочисленных (до 25 человек) подразделений с примерно одинаковым уровнем подготовленности военнослужащих.
Если подразделение по численности большое и материальная база позволяет проводить занятие на 2—3 учебых местах, а командиры взвода (помощники руководителя занятия) имеют хорошую практику и методическое мастерство в обучении личного состава, то занятие целесообразно проводить с делением подразделения на две группы по штатному составу (первая группа — 1-й взвод, вторая группа — 2-й и 3-й взводы или 1-й и 2-й взводы и 3-й и 4-й взводы соответственно), или по годам службы (военнослужащие 1-го года службы — первая группа, военнослужащие 2-го года — вторая группа), или по уровню обученности (подготовленные и слабо подготовленные).
Проведение занятий по взводам со сменой мест через 10 мин наиболее целесообразно при совершенствовании навыков в выполнении ранее изученных приемов (при тренировке).
Если занятие проводится в составе роты (батареи), руководителем является командир роты, а командиры взводов — его помощниками, если же повзводно, то тренировку проводят командиры взводов, а командир роты, осуществляя общий контроль, помогает одному из командиров взводов (менее опытному).
Для проведения основной части по группам (взводам) руководитель занятия, закончив подготовительную часть, останавливает подразделение и отдает распоряжение, в котором указывает, какая группа (взвод), на каком учебном месте, какие приемы отрабатывает, и подает команду «Рота (батарея), к местам занятий шагом (бегом) — МАРШ». По этой команде группы (взводы) в колонне по одному (по два) выходят к учебным местам, затем по общей команде командира останавливаются и поворачиваются налево. Далее командир подает команду «К выполнению упражнений—ПРИСТУПИТЬ», по которой командиры взводов или назначенные руководители групп должны выйти из строя на два шага, повернуться налево и, подав команду «Взвод — вольно», приступить к с гработке приемов, указанных командиром роты.
Как правило, основная часть занятия проводится в такой последовательности. В начале основной части в течение 5—б мин проводится повторение (тренировка) приемов, изученных на предыдущем занятии, затем в течение 30 мин разучиваются новые приемы (организация, методика и последовательность разучивания различных групп приемов изложены в разделе «Техника выполнения и методика обучения приемам рукопашного боя»). Закрепив навыки в выполнении изученных приемов многократным их повторением в различных условиях (на месте, в движении, после дополнительных действий, без сопротивления и с сопротивлением партнеров и т. д.), командир переходит к комплексной тренировке, основное содержание которой составляют приемы, изученные на данном занятии, в сочетании с ранее освоенными.
Комплексная тренировка проводится тремя основными способами: первый — последовательное (поточное) выполнение приемов и действий на 5—6 учебных точках; второй — выполнение приемов и действий одновременно с преодолением 3—4 элементов полосы препятствий (периодически рекомендуется применять имитацию очагов пожара, взрывов, стрельб); третий — проведение учебных рукопашных схваток с предварительно обусловленными действиями участников. Примерные варианты комплексных тренировок изложены в приложении 4.
Заканчивается занятие проведением заключительной части в течение 3—5 мин. Организм обучаемых приводится в относительно спокойное состояние, и командир подводит итоги занятия. Подразделение выстраивается в две шеренги, дается оценка качества усвоения приемов и действий, отмечаются лучшие военнослужащие, дается задание на самоподготовку отстающим и распоряжение о подготовке к очередным занятиям.
От занятия к занятию постепенно увеличивается их плотность, которая определяется временем, затраченным непосредственно на отработку изучаемых приемов и действий, на повы-‘ шение физических и специальных качеств обучаемых, по отношению ко всему времени занятия.