+375 29 5051299
+375 29 6740164
heading_title
Организация и методика обучения приемам обезоруживания
Организация обучения приемам обезоруживания аналогична организации обучения болевым приемам и броскам.
Для изучения приемов обезоруживания необходимо иметь макеты учебного оружия в количестве, обеспечивающем обучение всех военнослужащих подразделения одновременно.
При разучивании приемов обезоруживания в отличие от других приемов, изучаемых в парах, оба партнера выполняют активную роль. Поэтому на первоначальном этапе разучивания от руководителя занятий требуется особенно точное определение действий партнеров на каждый счет, а партнеры должны исключить необусловленные распоряжением командира действия. После каждого выполненного действия на счет «раз», «два», «три» и т. д. руководитель обращает внимание на отдельные положения, захваты рук и оружия, правильную последовательность и согласованность действий обоих обучаемых в парах.
Все приемы обезоруживания должны доводиться до логического конца. С этой целью приемы обезоруживания необходимо отрабатывать в комплексе действий, возможных или необходимых при определенных условиях (обстоятельствах): уничтожение, травмирование (временное лишение боеспособности), связывание, конвоирование, транспортирование и др. Поэтому в процессе тренировок руководитель должен точно определить, какого конечного результата должны добиться обучаемые, выполняя тот или иной прием.
Последовательность разучивания приемов обезоруживания, основные распоряжения, команды и действия руководителя рассмотрим на примере обезоруживания противника при ударе ножом снизу.
При ознакомлении командир должен провести образцовый показ приема, просматриваемого в деталях и в целом всеми обучаемыми, четко разъяснить технику и условия его практического применения.
Разучивание проводится по разделениям. На счет «раз» первые номера (с макетами ножей) обозначают удар ножом снизу в живот; вторые, отводя таз назад влево, подставкой предплечья левой руки блокируют вооруженную руку (правую) — «Делай — РАЗ». Руководитель проверяет правильность выполнения, исправляет ошибки, уточняет положения рук, ног, туловища защищающегося.
На счет «два» вторые номера, захватив правой рукой одежду сверху локтя вооруженной руки и нанеся удар ногой, рывком рук правой на себя, левой от себя, выполняют загиб за спину — «Делай — ДВА». В этом положении руководитель с помощниками опять уточняют детали, взаимное расположение частей тела партнеров (положение ног, захваты, удержание руками и др.).
На счет «три» вторые номера, обозначив удар ребром ладони по шее, прижимают захваченную руку к своему туловищу и основанием ладони правой руки сверху, надавливая на тыльную сторону кисти с ножом, проводят болевые воздействия на луче- запястный сустав и обезоруживают противника — «Делай — ТРИ». Руководитель, проверив правильность выполнения задания и исправив ошибки, объясняет порядок возможных действий после того, как защищающийся овладеет оружием:
1- й вариант — ударом ножа уничтожить противника;
2- й вариант — ударом рукоятки по голове нокаутировать противника, сбить его на землю вниз лицом и связать;
3- й вариант — ударить по шее или по голове (травмировать), захватить за волосы или приставить нож к горлу спереди и конвоировать противника.
Один из вариантов продолжения приема может выполняться на счет «четыре». По разделениям каждый прием выполняется 2—3 раза, а затем в целом по команде «Первым номерам нанести удар ножом снизу, вторым выполнить защиту, обезоруживание и конвоирование. К бою-ГОТОВЬСЬ. Ножом снизу —БЕЙ». После освоения приема первыми, а потом в той же последовательности вторыми номерами приемы обезоруживания выполняются обучаемыми в парах самостоятельно под контролем руководителя занятия и его помощников. Самостоятельно приемы выполняются 4—5 раз каждым военнослужащим.
Совершенствование проводится в постепенно усложняющейся обстановке в той же последовательности, как и ранее изученные приемы, т. е. с постепенным усложнением условий тренировки. После того как руководитель убедится, что обучаемые приобрели устойчивые навыки в выполнении приемов обезоруживания, необходимо практиковать тренировки с боевым оружием, строго соблюдая меры безопасности и те ограничения, которые применяются на занятиях с оружием.
Такие занятия необходимы для создания естественного комплекса эмоциональных ощущений, снятия условностей и приближения выполнения приемов к боевой обстановке,
Опыт показывает, что некоторые военнослужащие, пройдя обучение с сильно обусловленными действиями, с облегченными и мягкими макетами оружия, теряются и допускают грубые ошибки при выполнении приемов с боевыми автоматами, штыками и настоящими лопатами.
Следовательно, тренировка с боевым оружием должна быть обязательной для закрепления навыков и воспитания бойцовских качеств, смелости, решительности, уверенности в своих силах. При этом от руководителя требуется одно — добиться высокой организации и воинской дисциплины на занятиях.