+375 29 5051299
+375 29 6740164
heading_title
Организация и методика обучения приемам нападения с оружием
Приемы боя автоматом, ножом, малой лопатой разучиваются групповым односторонним способом с использованием фашин, чучел, мишеней и других обозначенных целей. Обучаемые должны реально видеть цель, занимать по отношению к ней определенную боевую позицию, чувствовать момент укола, удара, тычка. Поэтому выполнение приемов с оружием по воздуху крайне нежелательно. В исключительных ‘ случаях допустимо разучивание структуры приема с имитацией уколов и ударов. Однако дальнейшее разучивание и тренировка в выполнении приемов с оружием должны обязательно проводиться по обозначенным целям специально оборудованных городков или площадок для обучения приемам рукопашного боя (приложение 1).
Организация обучения приемам боя с оружием, последовательность разучивания, действия командира в процессе обучения имеют свои особенности, но в целом организация обучения приемам рукопашного боя общая, и она изложена в разделе «Обучение отдельному приему рукопашного боя».
Остановимся на основных вопросах разучивания приемов нападения с оружием.
УКОЛЫ ШТЫКОМ АВТОМАТА
разучиваются в такой последовательности:
по разделениям на месте без выпада, с выпадом; в целом на месте без выпада, с выпадом; в движении шагом, бегом, без выпада, с выпадом по одиночной цели;
в движении шагом, бегом по группе целей; нанесение уколов после отбива оружия противника; тренировка в нанесении уколов по группе целей с разнообразными предварительными действиями по сигналам и командам командира, со сменой направления и скорости движения, с преодолением препятствий, после переползаний и т. п.
2*
35
Построение обучаемых при разучивании уколов— сбоку от линии чучел сменами (шеренгами) в одно-двух- шереножном строю (приложение 1, учебное место 9). Подразделение предварительно рассчитывается на смены исходя из наличия чучел на первой линии мишеней. Смены поочередно вы
зываются на исходное положение перед линией мишеней (чучел). В зависимости от способа нанесения укола (без выпада, с выпадом, с места или в движении) устанавливаются исходное положение и порядок действий по установленным командам.
Такое построение и порядок работы позволяют всем обучаемым видеть показ приемов руководителем и исправление ошибок в очередной смене (шеренге), а находящиеся в строю видят, как выполняют приемы их сослуживцы, и сравнивают со своими действиями.
Место занятий должно быть специально оборудовано и накануне подготовлено. Для взвода необходимо иметь группу мишеней (чучел) — не менее двух-трех линий по 4—5 чучел в каждой.
Рассмотрим последовательность действий командира — руководителя занятий при обучении приемам нападения с оружием на примере разучивания укола с выпадом.
После ознакомления с приемом и определения порядка выхода к чучелам и ухода от них командир подает команду «Первая смена, на исходное положение к чучелам шагом — МАРШ». Согласно расчету первая смена (4—6 человек или отделение) выходит на исходное положение, заранее установленное руководителем занятия или обозначенное указками (флажками). Командир подает команды: «Выполняем укол штыком с выпадом по разделениям»; «К бою — ГОТОВЬСЬ»; «Нанести укол с выпадом, остаться в положении укола, делай — РАЗ». Исправляя общие ошибки, он указывает на отдельные детали: «Левая рука полностью выпрямлена, ствол автомата является как бы продолжением левой руки, ногу в выпаде ставить с пятки на всю ступню, голень перпендикулярна земле». Далее командир подает следующие команды: «Не меняя положения ног и туловища, движением рук на себя выдернуть штык, делай — ДВА»; «Оттолкнуться впереди стоящей ногой назад и движением автомата вперед принять изготовку к бою, делай — ТРИ». После каждого счета руководитель уточняет отдельные положения, исправляет допущенные ошибки.
Для ухода от чучел смене подается команда «Обойти чучела слева— ВПЕРЕД». По этой команде смена в положении изготовки к бою ускоренным шагом обходит чучела слева; пройдя 5—6 шагов, военнослужащие самостоятельно берут автоматы в руку (к ноге) и возвращаются на свое место в строю, а очередная смена в это время занимает исходное положение перед чучелами. Так, каждая смена 2—3 раза выполняет прием по разделениям, а командир, исправляя ошибки, добивается правильного и четкого выполнения приема. Затем действия обучаемых на первые два счета объединяются и укол выполняется на два счета: на счет «раз» — выполнить укол с выпадом и немедленно выдернуть штык, на счет «два» — уйти с выпада и принять изготовку к бою. Распоряжения, команды, действия руководителя по исправлению ошибок аналогичны начальному разучиванию, количество повторений зависит от качества выполнения приема (в среднем 2—3 раза).
После того как обучаемые овладеют техникой приема, они продолжают дальнейшее его разучивание выполнением в целом по команде «КОЛИ». Руководитель дает возможность обучаемым 3—4 раза самостоятельно отработать прием, проанализировать технику выполнения и свои действия.
При выполнении уколов самостоятельно руководитель основное внимание обучаемых обращает на отработку точности, быстроты и силы уколов.
Усложняя условия выполнения укола и приближая их к реальным, командир продолжает дальнейшее разучивание укола в движении шагом и бегом, по одиночным и групповым чучелам и т. п.
В этом случае для уплотнения занятия применяется построение развернутым строем по сменам (шеренгам) в 10—12 шагах перед линией чучел. Командир дает распоряжение «В движении шагом нанести укол с выпадом, в положении изготовки к бою обойти мишень слева, пройти 10 шагов, остановиться, взять оружие в руку (к ноге) и повернуться кругом. Первая смена — ВПЕРЕД». По этой команде очередная смена выхбдит на исходное положение. Первая смена военнослужащих ускоренным шагом начинает движение к чучелам, за 5—6 шагов до них самостоятельно принимает изготовку к бою, с боевой дистанции без остановки наносит укол и, продолжая движение, обходит чучела. На указанном рубеже обучаемые останавливаются и берут оружие в руку (к ноге). Затем следует команда «Вторая смена—ВПЕРЕД» или «ВПЕРЕД». Командир стоит у линии чучел и делает короткие замечания, устраняет ошибки. Эффективность и плотность занятия тем выше, чем насыщеннее тренировочным оборудованием (чучелами, мишенями) учебный городок, площадка. Если на площадке 2—3 линии по 4—5 чучел, то в этом случае обучаемые, получив замечания по технике выполнения на первой линии, пытаются исправить ошибки при уколе следующих чучел. В конце разучивания уколов дается задание на самостоятельное выполнение приемов с целью закрепления навыков в их выполнении.
Дальнейшее совершенствование в выполнении уколов рекомендуется проводить в такой последовательности:
нанесение уколов в движении с постепенным увеличением темпа движения до передвижения бегом;
выполнение уколов потоком с поражением группы чучел; выполнение уколов с чередованием с другими действиями по командам и сигналам, после переползаний, преодоления препятствий и т. п.
Комплексные действия с оружием воспитывают у личного состава способность действовать инициативно, решительно, смело, быстро переключаться с одних действий на другие. На таких тренировках от руководителя занятий требуются: четкая подача предварительных распоряжений; точное определение направления и скорости движения, начального и конечного положения военнослужащих, их действий по установленным сигналам; поддержание высокой дисциплины на занятиях.
Приемы и простейшие действия с автоматом необходимо регулярно включать в подготовительную часть занятий по рукопашному бою с целью доведения навыков в их выполнении до автоматизма.
УДАРЫ АВТОМАТОМ
(прикладом, затыльником, магазином, стволом) разучиваются в такой последовательности:
выполнение ударов по обозначенной цели на месте по разделениям и в целом;
выполнение ударов в движении;
выполнение ударов после отбива оружия противника влево (вправо, вниз направо);
совершенствование в нанесении ударов по группе целей, в сочетании с отбивами, уколами, после выполнения дополнительных действий — перебежек, переползаний, преодоления препятствий и т. д.
При обучении приемам боя автоматом применяется построение — двухшереножный разомкнутый строй с интервалами 2— 3 шага, шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6—8 шагов, одна из них с тренировочными палками, или сменами (шеренгами) перед линией чучел для поочередного разучивания ударов (приложение 1, учебное место 9).
Проведя ознакомление, командир приступает к разучиванию.
Последовательность действий руководителя занятия на примере разучивания удара прикладом. Командир подает команду «Выполняем удар прикладом в голову по разделениям. К бою-г ГОТОВЬСЬ. Нанести удар и остаться в положении удара, делай — РАЗ». Он проходит вдоль строя, исправляет ошибки, уточняет положение рук, оружия, работу ног и туловища при нанесении удара. «Принять изготовку к бою, делай — ДВА». Можно подать другую команду: «Остаться на ударе, прикладом (магазином) — БЕЙ». После исправления ошибок изготовка к бою принимается по команде «ЗАКРОЙСЬ». По разделениям удары выполняются 2—3 раза, затем 4—5 раз в целом по команде «Прикладом (магазином) — БЕЙ». После нанесения удара обучаемые немедленно принимают изготовку к бою.
Совершенствование ударов проводится двухсторонним групповым способом, когда одна шеренга с тренировочными палками обозначает противника, вторая — наносит удары. Если тренировочных палок недостаточно, то подразделение рассчитывается на смены (шеренги) с интервалами между обучаемыми 3—4 шага. Одна из смен (шеренг) становится с палками, остальные действуют по командам руководителя так же, как и при отработке уколов — сменами (шеренгами).
Дальнейшее совершенствование ударов продолжается в движении. После того как командир определит исходное положение (стоя, лежа, за укрытием и т. д.), что сделать (какие удары нанести), порядок выполнения (потоком), дистанцию (5—6 шагов), конечное положение (изготовка к бою, к стрельбе и т.д.), он подает команду «Взвод потоком, дистанция шесть шагов, первая смена (шеренга) — ВПЕРЕД» (или «Бегом — В П Е- РЕД»).
Одна смена удерживает тренировочные палки большими шарами на высоте головы. Остальные смены каждая по 2—4 раза в движении по командам .командира наносят удары прикладом. Затем разучивание усложняется — тренировочные палки с шарами поднимаются на пути обучаемых неожиданно (упражнение повторяется 2—4 раза).
Заканчивается разучивание ударами по группе целей в сочетании с уколами штыком (стволом), преодолением простейших препятствий, действиями из-за укрытий, по сигналам и командам руководителя.
В такой же последовательности разучиваются удары затыльником приклада, магазином и стволом.
Укол штыком и удар прикладом (магазином) после отбива оружия противника влево — технически сложный прием. Он разучивается по разделениям в двухшереножном строю двухсторонним групповым способом (одна шеренга с тренировочными палками, другая — с автоматами); если тренировочных палок недостаточно, то обучение проводится сменами (шеренгами), интервал между военнослужащими в шеренге 3—4 шага.
По команде командира «К бою—ГОТОВЬСЬ» шеренги (смены) с тренировочными палками (первые номера) и с автоматами (вторые номера) принимают боевую стойку напротив друг друга. Командир уточняет: «Палки держать слева обеими руками сверху, малым шаром вперед». Далее по команде «КОЛИ» первые номера медленно посылают палки в левое плечо вторых номеров с выпадом правой ногой. Вторые номера по команде «Влево — ОТБЕЙ» производят отбив палки влево и остаются в положении отбива. Руководитель исправляет ошибки, делает замечания по технике выполнения. Если обучаемые выполняют отбив не резко, не коротким, а ^широким движением ствола влево и теряют равновесие, то командир может подать команду «Отставить», вернуть обе шеренги в исходное положение, указать на недостатки и повторить команду «Влево — ОТБЕЙ». После отбива вторые номера остаются в положении отбива, а первые номера делают шаг левой ногой влево и полуоборотом направо, приставив правую ногу к левой, подставляют большой шар для удара прикладом (магазином).
Разучивание удара прикладом (магазином) начинается по команде «Прикладом (магазином) — БЕЙ». Вторые номера наносят удар и остаются на ударе. После уточнения конечного положения удара по команде командира «ЗАКРОЙСЬ» обе смены (шеренги) принимают положение изготовки к бою. Прием выполняется 2—4 раза, затем его разучивание продолжается выполнением в целом по команде «Влево — ОТБЕЙ, прикладом сбоку (магазином) — БЕЙ». По этой команде первые номера обозначают укол тренировочной палкой (малым шаром) и после отбива быстро подставляют для удара большой шар; вторые номера, выполнив отбив влево, наносят удар, затем, приняв изготовку к бою, обходят противника и останавливаются на указанном рубеже.
В дальнейшем прием выполняется 2—4 раза в целом в быстром темпе. Такая же организация обучения уколу штыком после отбива.
Удары затыльником приклада и стволом применяются редко. Удар затыльником приклада наиболее целесообразно применять после нанесения укола вперед по второму (сзади нападающему) противнику, поворотом направо кругом, поднимая автомат к левому плечу для замаха и удара (см. описание техники удара).
Удар стволом (штыком) наносится в случаях, когда после отбива оружия противника он приблизился на расстояние, не позволяющее нанести укол. Противник поражается коротким рубящим ударом ствола (штыка) наотмашь по шее или в лицо.
Совершенствование в выполнении ударов автоматом проводится в той же последовательности, как и при обучении уколу в движении.
УДАРЫ НОЖОМ
разучиваются, как правило, в целом, групповым односторонним способом, с использованием чучел, стоек с фашинами и других обозначенных целей. Организация занятия и последовательность разучивания те же, что и при разучивании уколов автоматом.
При разучивании приемов в целом руководитель занятия должен наглядно проводить ознакомление с приемом:, короткая амплитуда замаха (чтобы удар получился неожиданным, в этом случае противнику трудно будет защититься или уйти от удара); резкий и сильный удар (за счет дополнительных усилий разворота верхней части туловища плечевого пояса и приставного шага); немедленное возвращение после удара в положение боевой стойки (чтобы быть готовым к повторному удару или другим действиям). Это основные три элемента, на которые руководитель занятия должен обращать внимание на всех этапах обучения ударам ножом.
Не исключено (в зависимости от уровня подготовленности обучаемых) разучивание ударов по разделениям на три или два счета, но в основу разучивания ударов необходимо положить прием целостного разучивания, что позволит сократить время на овладение ударами.
Совершенствование техники нанесения ударов проводится в такой последовательности:
нанесение ударов скачком вперед, в движении шагом и бегом;
нанесение ударов в движении по группе чучел;
нанесение ударов после выполнения дополнительных действий (переползаний, кувырков) по неожиданно появляющимся целям (тренировочной палке с мягким наконечником или с фашиной) и т. п.
УДАРЫ МАЛОЙ ЛОПАТОЙ.
Несколько обособленно в приемах рукопашного боя стоят действия малой лопатой. В практике обучения личного состава навыки владения малой лопатой прививаются редко. Но учитывая, что приемы рукопашного боя лопатой очень эффективны как в атаке, так и в защите, на- занятиях им необходимо уделять должное внимание.
Последовательность разучивания и совершенствования ударов малой лопатой в целом та же, что и при обучении ударам ножом, уколам штыком автомата. Более сложны по технике выполнения удары после отбивов атак противника с оружием. Поэтому остановимся на последовательности разучивания удара лопатой после отбива.
Для разучивания необходимы тренировочные палки с фашинными (мягкими) наконечниками (на 50% личного состава). Обучаемые строятся в двухшереножный строй, шеренги лицом друг к другу на расстоянии 5—6 шагов, интервал между военнослужащими в шеренгах 3—4 шага. Одна шеренга (первые номера) — с тренировочными палками, вторая — с малыми лопатами. Если палок не хватает, необходимо разделить подразделение на смены по количеству имеющихся тренировочных палок (см. организацию обучения уколам и ударам автоматом).
Действия руководителя занятий при разучивании. Командир подает команды и распоряжения: «К бою — ГОТОВЬСЬ»; «Прием выполняем по разделениям. Первым номерам по команде «Вниз направо (влево, вправо) — ОТБЕЙ» нанести укол, вторым номерам быстрым полукруговым движением правой руки вниз направо (влево, вправо) отбить оружие противника, делай — РАЗ; с шагом левой вперед повернуться направо, захватить левой рукой между рук противника его оружие и, потянув оружие на себя, нанести удар (имитировать удар ребром лопаты по шее (голове, лицу), делай — ДВА; принять изготовку к бою, делай — ТРИ». При необходимости после каждого счета руководитель исправляет ошибки, уточняет отдельные положения.
Повторить прием 2—3 раза по разделениям: «Вниз направо— ОТБЕЙ, делай — РАЗ; делай — ДВА; делай — ТРИ» и т. д. Выполнить прием в целом в медленном темпе по команде «Отбив лопатой вправо, удар справа (сверху) по голове — начи-НАЙ». Первые номера выполняют (имитируют) укол в правую верхнюю часть туловища с выпадом, вторые номера отбивают палку, захватывают ее левой рукой, тянут на себя и наносят (имитируют) удар справа (сверху) по голове. Такое упражнение смены (шеренги) могут выполнять у чучел. Первые номера, стоя у чучел с тренировочными палками, наносят укол, вторые номера выполняют отбив палки и удар по чучелу (фашине). Упражнение повторяется 2—3 раза.
В заключение разучивания прием выполняется в парах самостоятельно. Военнослужащие с лопатами действуют в зависимости от направления атак партнеров с палками. При уколе в живот и ниже наиболее эффективен отбив вниз направо с последующим ударом справа (сверху) по голове или тычок в лицо; при уколе в верхнюю часть туловища слева — отбив влево, удар наотмашь слева по шее или голове; при уколе в правую часть — отбив вправо, удар справа или тычок в лицо. Выполняя прием самостоятельно, обучаемый должен найти наиболее рациональные и удобные для него контрудары после отбива и довести их выполнение до автоматизма.
Дальнейшее совершенствование навыков в нанесении ударов и выполнении приемов защиты лопатой необходимо проводить с постепенным усложнением обстановки аналогично организации тренировок по нанесению уколов автоматом.