+375 29 5051299
+375 29 6740164
heading_title
Организация и методика обучения болевым приемам и броскам
Общие требования и рекомендации.
Эти сложные по техническому исполнению группы приемов с точки зрения организации и методики обучения имеют много общего. Ниже для примера будут рассмотрены основные вопросы организации обучения и последовательность выполнения отдельных приемов из каждой группы.
Так как большинство названных приемов выполняются бросками (с падениями), занятия необходимо проводить на борцовских коврах (гимнастических матах с покрышкой), специально оборудованных ямах или ровных травянистых площадках (футбольных полях).
Построение подразделения зависит от размеров учебного места и количества личного состава. Оно должно обеспечить качественное освоение приемов военнослужащими и исключить получение травм.
На занятиях применяются следующие построения подразделений:
двухшереиожные строи с интервалами между парами не менее 3—4 шагов (на футбольном поле, ровной площадке);
парами по периметру ковра или опилочной ямы;
в шахматном порядке или в местах, указанных руководителем каждой паре на всей площади ковра.
Обучение проводится групповым двухсторонним способом, когда военнослужащие одной шеренги (первые номера) разучивают приемы на своих партнерах из второй шеренги (вторые номера), затем роли партнеров в парах меняются.
Ознакомление с приемом руководитель занятия должен проводить показательно, убедительно и эффектно, чтобы вызвать естественный интерес к его изучению у обучаемых. Для показа можно привлекать наиболее подготовленных сержантов, с которыми накануне занятия необходимо отработать демонстрацию приема. Как правило, руководитель сам показывает прием. Вместе с тем, подготовив двух военнослужащих, он может поручить выполнение приема им, а сам во время показа объясняет технику выполнения приема. Сложные приемы показываются в боевом темпе не менее двух раз — в начале и в конце ознакомления, с разных точек, чтобы создать у обучаемых представление о приеме.
Разучивание целесообразно проводить в такой последовательности:
по разделениям на 3—4 счета с детальным разъяснением техники выполнения, направления движений (усилий), положения частей тела и оружия на каждый счет (выполнять 2— 3 раза);
по разделениям на 3—4 счета с короткими распоряжениями (что и как сделать), в которых указывается только главное в технике (1—2 раза);
по разделениям на 3—4 счета без распоряжений, только по командам: «Делай — РАЗ», «Делай — ДВА» и т. д. или «РАЗ», «ДВА» и т. д.
После каждого счета, особенно в начале разучивания, руководитель и помощники должны замечать и устранять ошибки. Нельзя допускать закрепления неправильных навыков и искажения техники в выполнении приемов. Переучивать сложнее, чем учить!
Далее, сокращая количество частей, выполнить прием на
2 счета, вначале с указанием, что выполняется на счет «раз» и «два», а в последующем только по подсчету командира (2—
3 раза).
После этого выполнить прием в целом вначале в медленном (2—3 раза), затем в быстром темпе (3—4 раза).
После того как личный состав первой шеренги (первые номера) разучит прием в указанной последовательности проводится разучивание приема с военнослужащими второй шеренги (вторыми номерами), но с более короткими распоряжениями на каждый счет и с меньшим количеством повторений отдельных упражнений.
Разучивание заканчивается самостоятельным выполнением приема в Парах (3—5 раз). При самостоятельной отработке разученного приема руководитель занятия и его помощники поочередно, подходя к каждой паре обучаемых, дают указания по технике выполнения приема, исправляют неточности, дают советы наиболее рационального выполнения отдельных элементов, т. е. эта часть занятия проводится как урок индивидуального обучения. Кроме того, руководитель может привлекать хорошо подготовленных военнослужащих (сержантов, инструкторов рукопашного боя), которым поручается оказывать помощь отдельным военнослужащим (молодым, слабо подготовленным).
Тренировка (совершенствование) обучаемых в выполнении приемов осуществляется их многократным выполнением из различных исходных положений, в разные стороны, с разными по весу и росту партнерами, в сочетании с другими действиями (перебежками, кувырками), в различных условиях (в траншеях, в помещениях и т. д.). Руководитель должен заранее определять все действия и давать четкие указания по направлению и темпу движения, обуславливать действия партнеров и т. д.