+375 29 5051299
+375 29 6740164
heading_title
Обучение отдельному приему рукопашного боя
Процесс обучения условно делится на три этапа: ознакомление, разучивание, тренировка (совершенствование приобретенных двигательных навыков). Из этих трех этапов видимые временные и целевые границы имеет 1-й этап — ознакомление, а разучивание и тренировка,— по существу, единый педагогический процесс, и разделяется он лишь условно в учебных целях.
Ознакомление с приемом направлено на формирование у обучаемых целостного представления об изучаемом приеме, о наиболее рациональных способах его выполнения.
Для ознакомления с приемом руководитель должен:
назвать прием;
образцово показать его в боевом темпе;
объяснить назначение приема, в какой обстановке наиболее эффективно его применение;
показать прием еще раз в медленном темпе (по разделениям) с кратким объяснением техники выполнения;
указать на главные элементы в технике приема.
На ознакомление необходимо затрачивать не более 1— 2 мин.
При ознакомлении руководитель занятия, называя Прием, должен пользоваться терминологией, установленной Наставлением по физической подготовке, и добиваться, чтобы личный состав запоминал и знал названия приемов.
Показ должен быть образцовым, создавать ясное зрительное представление, укреплять интерес к изучению приемов. Если в подразделении есть хорошие спортсмены-самбисты, их можно привлекать к демонстрации приемов, а руководителю занятий в ходе показа следует обращать внимание обучаемых на отдельные элементы в технике наиболее сложных приемов. Прием необходимо показывать так, чтобы действия руководителя были видны всем обучаемым. Для показа наиболее удобен сомкнутый одношереножный или двухшереножный строй, когда шеренги стоят лицом друг к другу (расстояние б—8 м), а руководитель находится между шеренгами посредине строя. Показ должен заканчиваться кратким обоснованием условий применения приема в боевой обстановке, определением конечного результата, которого необходимо достичь, применяя тот или иной способ его выполнения.
Объясняя технику выполнения приема, необходимо сосредоточить внимание обучаемых на его основных элементах, чтобы они могли запомнить главное в технике, на деталях не останавливаться. При необходимости для закрепления у личного состава информации об изучаемом приеме руководитель может еще раз показать его с выделением главных элементов приема.
Разучивание направлено на освоение техники выполнения приема.
В зависимости от сложности действий и уровня подготовленности обучаемых разучивание осуществляется тремя основными методическими приемами: в целом, по разделениям и с помощью подготовительных упражнений.
В чем сущность методических приемов, применяемых при разучивании?
Разучивание в целом проводится в том случае, когда прием прост и делить его на элементы невозможно или нецелесообразно (стойки, изготовка к бою, удары рукой, ногой и др.).
Прием разучивается путем многократного его выполнения вначале в медленном, а затем в быстром темпе.
Разучивание по разделениям (частям, элементам) проводится, когда прием сложный и делится на части, при этом возможны остановки в его выполнении (болевые приемы в стойке, броски, приемы обезоруживания и др.).
Разучивание по разделениям наиболее распространено на занятиях по рукопашному бою и проводится путем последовательной фиксации отдельных положений в структуре приема. Прием необходимо делить на логически завершенные элементы (группы элементов), так чтобы не искажать технику выполнения приема. Наиболее сложные приемы, как правило, делятся на 3—4 части, менее сложные на 2—3 части. По мере усвоения техники приема по разделениям (частям, элементам) количество частей, на которые был разделен прием, сокращается путем их объединения. Выполнив прием 2—3 раза по разделениям, разучивание продолжают на 2 счета. На первый счет выполняется основная группа элементов, на второй счет — заключительная часть приема: удары рукой и ногой, связывание или конвоирование. Далее прием выполняется в целом.
После того как личный состав освоит прием в целом, обучаемым необходимо дать задание для самостоятельного выполнения приема с целью закрепления приобретенных навыков. Разучивание заканчивается выполнением приема в боевом темпе в различных условиях (на ограниченной площадке, в траншее, после дополнительных действий и т. д.).
Разучивание с помощью подготовительных (подводящих) упражнений применяется тогда, когда прием сложный, в целом выполнить его нельзя и нет возможности расчленить на части, зафиксировать отдельные элементы техники приема (броски через спину и через себя, самостраховка при падении вперед, кувырки через голову и плечо и др.).
Разучивание большинства приемов рукопашного боя осуществляется в такой последовательности: вначале по разделениям или в целом (в медленном темпе, в облегченных условиях), затем с постепенным увеличением темпа до боевого, после чего прием выполняется самостоятельно под наблюдением командира. В заключение проводится тренировка в выполнении приема в боевом темпе в сочетании с другими действиями.