+375 29 5051299
+375 29 6740164
heading_title
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ РУКОПАШНОГО БОЯ
Основной формой подготовки военнослужащих к рукопашной схватке являются практические занятия.
Каждое занятие командир должен проводить так, чтобы личный состав проникался пониманием необходимости овладевать искусством побеждать врага и повышать свою боевую и специальную выучку.
На занятиях необходимо осуществлять постоянный контроль и поддерживать активность и настойчивость обучаемых в изучении приемов и действий, применяемых в рукопашной схватке.
Прохождение учебной программы должно строиться в определенной логической последовательности, предусматривать регулярность и систематичность в совершенствовании навыков владения приемами, что достигается непрерывностью учебно- тренировочного процесса — не менее двух занятий (тренировок) в неделю.
В обучении рукопашному бою важное значение имеет принцип наглядности, который заключается в четком и образцовом показе руководителем изучаемых приемов и действий. Это требует высокой профессиональной выучки и постоянного совершенствования личной подготовки командиров подразделений. Просмотры учебных кинофильмов и диафильмов в часы самоподготовки, умелое использование наглядных пособий и технических средств обучения повышают эффективность занятий, сокращают время на овладение приемами, поэтому их необходимо постоянно внедрять в учебный процесс.
При обучении руководитель занятия должен учитывать возможности обучаемых (год службы, уровень физической подготовленности и другие особенности). Объем изучаемого материала и физические нагрузки должны быть такими, чтобы обучаемые могли их освоить и преодолеть в ходе занятия. Обучение необходимо проводить, соблюдая правило: от извеетного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному. Закрепление навыков в выполнении изученных приемов, их совершенствование на практике достигаются систематическими тренировками в других формах физической подготовки — в часы утренней физической зарядки, массовой спортивной работы, попутной физической тренировки.
Следуя принципу учить войска тому, что необходимо на войне, при обучении личного состава различных родов войск и воинских специальностей необходимо учитывать решаемые ими боевые задачи. Например, разведчиков и десантников необходимо в совершенстве обучать специальным приемам и действиям в тылу врага (бесшумному уничтожению часовых, обыску, умению в рукопашной схватке действовать подручными средствами). Мотострелки должны мастерски владеть приемами боя автоматом, ножом, малой лопатой в окопах, траншеях, в населенных пунктах и т. д. Связисты и артиллеристы в первую очередь должны быть обучены умелому ведению рукопашной схватки на боевых позициях. Такой подход к обучению военнослужащих различных воинских специальностей будет способствовать повышению их физической и профессиональной боеспособности.
Основным методом обучения рукопашному бою является метод упражнения. В его основе лежит многократное и сознательное повторение приемов и действий в разнообразной обстановке. Словесные методы (объяснение, рассказ) и метод показа ‘(показ и демонстрация техники выполнения приемов) в процессе обучения рукопашному бою являются вспомогательными и применяются в основном на этапе ознакомления с приемами. При обучении рукопашному бою методом упражнения применяются односторонний и двухсторонний групповые способы обучения (организации обучаемых).
Односторонний групповой способ обучения (фронтальный) заключается в одновременном обучении всех военнослужащих подразделения одним и тем же приемам под общим руководством командира (руководителя). Для обучения и отработки приемов в этом случае используют специальное оборудование спортгородков и площадок для рукопашного боя: тренировочные мешки, настенные планшеты, чучела и другое оборудование. Выполнение приемов «по воздуху» допустимо в исключительных случаях только на первых занятиях при разучивании отдельных приемов.
Односторонний групповой способ обучения применяется для изучения следующих приемов: изготовка к бою, исходные положения, приемы самостраховки, уколы штыком, удары ногой и рукой, ножом, лопатой, а также большинство упражнений подготовительной части занятия.
При разучивании приемов односторонним групповым способом применяются следующие основные построения подразделений на учебном месте:
одношереножный разомкнутый (на 2—3 шага) строй;
одношереножный строй по периметру борцовского ковра, опилочной ямы, площадки;
двухшереножный строй, шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6—8 м с интервалом 2—3 шага.
Возможны и другие построения в зависимости от размеров и оборудования учебного места.
Одной из разновидностей одностороннего группового способа обучения является прием обучения потоком, когда военнослужащие по одному или шеренгами на установленных руководителем дистанциях и интервалах выполняют приемы и действия на специальных тренировочных снарядах, количество которых не позволяет одновременно всем военнослужащим отрабатывать данный прием. Особенно широко поточный способ обучения применяется в процессе тренировки и совершенствования приобретенных навыков.
Двухсторонний групповой способ обучения заключается в том, что изучение и тренировка в выполнении приемов проводятся во взаимодействии с партнером (в парах). В этом случае подразделения строятся, как правило, в две шеренги лицом друг к другу (по парам), в которых одна шеренга (1-е номера) отрабатывает прием, вторая шеренга (2-е номера) выступает в роли «противника», что позволяет реально изучить структуру и последовательность выполнения приемов. В этом случае руководитель должен четко определить действия партнеров в парах, дозировку силовых и болевых воздействий, исходное и конечное положения партнеров.
В зависимости от наличия и размеров площадки (учебного места) подразделение можно построить парами по периметру борцовского ковра (опилочной ямы, травянистой площадки) или рассредоточить пары на борцовском ковре с указанием места каждой паре обучаемых.
Разновидностью двухстороннего группового способа обучения являются учебные схватки, которые проводятся с целью совершенствования изученных приемов в обстановке, приближенной к боевой. Учебные схватки вначале проводятся по обусловленным (заранее определенным заданием руководителя) приемам, когда оба партнера знают, кто, что и как должен выполнить в схватке. Когда же атакующий сам выбирает приемы из группы приемов, указанных руководителем, то такая учебная схватка называется полуобусловленной.
После полного усвоения обучаемыми программы на этапе совершенствования технических, тактических навыков и морально- волевых качеств могут проводиться необусловленные схватки. В этом случае каждый из партнеров должен действовать по ситуации, создаваемой ходом единоборства с партнером в дозволенных рамках, применяя или обозначая приемы и действия, изученные на занятиях. Учебные схватки требуют высокой самодисциплины обучаемых и контроля со стороны руководителя занятий. Нельзя допускать, чтобы эмоции управляли действиями подчиненных. Стихийные, неконтролируемые единоборства приводят к травмам, нарушению техники выполнения приемов й не способствуют совершенствованию навыков ведения рукопашной схватки.
Поэтому командиру необходимо поддерживать высокую воинскую дисциплину и организованность на занятиях, четко подавать команды и распоряжения, добиваться их точного выполнение.