+375 29 5051299
+375 29 6740164
heading_title
Крупнокалиберный пулемет модели 131 (модифицированный авиацион- ный MG 131), калибр 13 мм
16 марта 1945 года фашистское руководство Германии приняло новую программу вооружения. С ее помощью предполагалось повысить боевую мощь авиации. Эта попытка не увенчалась успехом, впрочем, как и другие усилия по мобилизации последних резервов.
В соответствии с мартовской программой производство самолетов должно было сконцентрироваться на нескольких наиболее эффективных типах. В первую очередь это были истребители, оснащенные орудиями типа МК 108 калибра 30 мм. Кроме того, существовали 2 других вида орудий того же калибра моделей МК 101 и МК 103. а также орудия калибра 37, 50 и 75 мм.
Эксперименты с крупнокалиберным оружием для самолетов проводились уже в 1933 году. Начиная с того времени было разработано, подготовлено к серийному производству и принято на вооружение несколько моделей. Также были официально поставлены на вооружение иностранные конструкции. К ним относились пулеметы моделей FF и FFM, оба калибра 20 мм. выпускавшиеся по лицензии швейцарской фирмы Oerlikon. К крупнокалиберному оружию, разработанному в Германии, относились авиационные пулеметы: модель 131 калибра 13 мм, модель 151 калибра 15 мм и модель 151/20 калибра 20 мм. Последняя выпускалась в модифицированном исполнении для противовоздушной обороны, а также использовалась в качестве крупнокалиберного пулемета модели 151/20.
Работы по созданию первого немецкого крупнокалиберного пулемета для самолетов (разработчиком и производителем модели 131 выступала фирма Rheinische Metallwaren- und Maschinenfabrik (Rheinmetall) продолжались в течение несколько лет в условиях строгой секретности. Этоим оружием впервые снабдили самолеты только в 1938 году. Вскоре ими были оснащены многочисленные транспортные самолеты, бомбардировщики и истребители, оружие устанавливалось как подвижно, так и фиксированно. Подвижно авиационный пулемет размещался на хвостовом или вращающемся лафете. В качестве неподвижного бортового оружия с электропневматическим устройством перезаряжания и электрическим воспламенением пулеметы чаще всего использовались в истребителях.
Оружием этого типа вооружалась бронированная техника. Во время последних месяцев войны его применяла пехота для ведения противовоздушной обороны и поражения наземных целей. В декабре 1944 года количество имеющегося в наличии оружия этого типа составляло 8132 единицы. К этому времени армия располагала более 25 млн патронов калибра 13 мм, в том числе с разрывными или бронебойными пулями с трассирующим эффектом. Они достигали начальной скорости 750 или 710 м/с. Масса патрона составляла 74 или 78 г, масса пули — 34 или 38 г, масса заряда обоих типов боеприпасов — 7,1 г.
Действие авиационного пулемета модели 131 основано на использовании энергии отдачи, оружие оснащено системой воздушного охлаждения, слегка отводящимся назад стволом и жестким запиранием. Вращающийся затвор полностью идентичен затвору ручного пулемета Штайр Солотурн S2-200. Ствол расположен в оболочке с круглыми отверстиями для охлаждения. Для использования в качестве подвижного бортового оружия, установки на танках, а также в качестве вспомогательного крупнокалиберного пехотного пулемета оружие дополнительно снабжалось пистолетной рукояткой.