+375 29 5051299
+375 29 6740164
heading_title
БЕСШУМНЫЕ ПАТРОНЫ 7,62×35 мм, 7,62×42 мм и 7,62×62,8 мм
Эти три боеприпаса рассматриваются все вместе, а не по отдельности, поскольку они очень близки между собой по принципу действия и конструкции, и также их объединяет родство оружия, в котором они используются. Больше того, два из этих патронов, скорее всего, сменили друг друга в Советской, а затем Российской армии.
Первым из них является патрон 7,62×35 мм, вероятно, имеющий обозначение СП-2. Этот патрон использовался в пистолете МСП, описанном выше. Патрон 7,62×35 мм внешне практически неотличим от стандартного промежуточного патрона 7,62×39 мм образца 1943 года. Однако, как видно по рисункам, внутреннее устройство этого патрона действительно совершенно необычное. Небольшой заряд метательного вещества воздействует на два внутренних поршня, выталкивающих из гильзы, по всей видимости, стандартную пулю образца 1943 года. Первый поршень запирает изнутри горловину гильзы, а второй, меньший, продолжает двигаться вперед, выталкивая пулю в ствол, а затем запирает изнутри отверстие в первом поршне, удерживая внутри гильзы пороховые газы и, следовательно, звук выстрела.
Эта система обладает несколькими недостатками: во-первых, она очень сложная; далее, вылезающие из гильзы поршни затрудняют ее извлечение; и, наконец, как видно по фотографиям в разрезе, стенки гильзы значительно толще, чем у стандартной гильзы патрона образца 1943 года. Судя по всему, тонкая гильза не могла удержать поршень, что приводило к прорыву пороховых газов и звуку выстрела. Это подозрение по крайней мере отчасти подтверждается патроном СП-3 7,62×62,8 мм, разработанным под бесшумный пистолет С4М, описанный в главе 2.
Если стенки гильзы первого из российских бесшумных патронов были, вероятно, слишком тонкие, последовавший за ним патрон СП-3 ударился в другую крайность. Стенки гильзы значительно утолщены, в целом конструкция СП-3 существенно упрощена по сравнению с предыдущим патроном, однако не во всех отношениях. Так, например, патрон СП-3 имеет собственный встроенный боек; курок пистолета С4М ударяет по бойку патрона, который в свою очередь прокалывает капсюль, воспламеняя пороховой заряд и выталкивая 8-граммовую пулю в ствол. Устройство воспламенения заряда ввинчено в донышко гильзы — это очень дорогой и сложный процесс. В патроне СП-3 опять-таки используется стандартная пуля образца 1943 года.
Хотя у меня не было возможности лично проверить это, логично предположить, что нарезка пистолетов МСП и С4М идентична нарезке автомата АК-47 или АКМ. Это должно еще больше запутать тех, кому предстоит расследовать убийство, совершенное с применением одного из этих пистолетов. Сценарий покушения выглядит приблизительно так: «объекту» стреляют в голову на людной улице из пистолета МСП или С4М. Звук выстрела отсутствует. Никто не слышит никаких посторонних шумов. Однако при вскрытии из жертвы извлекают автоматную пулю! Откуда она? Как удалось произвести выстрел из автомата на людной улице среди бела дня так, чтобы никто ничего не услышал? Читатель может представить себе, какие возможности предоставляют эти пистолеты для убийц — а именно для них они и разрабатывались. Предположительно пистолет С4М и патрон СП-3 стоят на вооружении до сих пор. Такое оружие использовалось КГБ для организации покушений в Центральной Америке в 80-е годы. Больше того, не один такой пистолет был захвачен там, и по крайней мере один С4М имеется в картотеке стрелкового оружия американских правительственных служб.
Патрон СП-4 7,62×42 мм используется в бесшумном полуавтоматическом пистолете ПСС. Этот пистолет обладает более совершенной конструкцией, но в то же время не является оружием убийц в том смысле, в каком им были С4М и МСП. Несомненно, ПСС предназначается для проведения специальных операций, когда бывает необходимо быстро и бесшумно произвести несколько выстрелов. Это требование отражено в конструкции патрона СП-4. О том, что это оружие не предназначено для покушений, можно судить по пуле СП-4 — она абсолютно уникальна, ничего похожего нет во всем мире. Пуля СП-4 представляет собой не более чем цилиндр из мягкой стали с медным ведущим пояском в передней части, входящим в нарезы ствола. Кроме того, стреляные гильзы принудительно выбрасываются из пистолета — а на месте преступления нежелательно оставлять гильзы. Две эти особенности позволяют сделать вывод, что патрон СП-4 предназначен для выполнения специальных заданий — например, для снятия часовых, — когда требование бесшумности обусловливается сразу несколькими причинами.
Как уже указывалось, пуля СП-4 представляет собой простой стальной цилиндр с медным ведущим пояском. Внутренний поршень запирает относительно толстостенную гильзу, сдерживая внутри пороховые газы, в то время как пуля вылетает из ствола. Поршень имеет на конце небольшой острый выступ, центрирующий пулю при ее вхождении в ствол. В выдвинутом вперед положении, при полном запирании гильзы, поршень находится почти вровень с ее горловиной, но не выступает из нее. Это позволяет использовать боеприпас в автоматическом оружии.
Нет необходимости говорить, что очень незначительное количество информации относительно патронов для убийц 7,62×35 мм и 7,62×62,8 мм стало достоянием гласности; эти боеприпасы практически неизвестны за стенами западных спецслужб, хотя данные по ним публиковались в европейских журналах, посвященных стрелковому оружию. Пистолеты, стреляющие этими патронами, никогда не испытывались на Западе, и русские не предоставили их баллистических характеристик. По этой причине мы ограничимся тем, что приведем только их геометрические размеры. Однако в нашем распоряжении имеются баллистические характеристики патрона СП-4, поскольку пистолет ПСС широко рекламируется на Западе. Разумеется, это дает еще одно основание предположить, что пистолеты С4М и МСП в отличие от ПСС предназначались для совсем уж тайных целей.